Льготное поведение: особые режимы не дают экономике прорыва

Действующие преференциальные режимы не оказывают прорывного влияния на российскую экономику. К такому выводу пришла Счетная палата (СП) по итогам анализа деятельности особых экономических зон (ОЭЗ), территорий опережающего развития (ТОР), свободного порта Владивосток (СПВ) и инновационного центра «Сколково» за 2014–2018 годы. Аудиторы констатировали, что реальный эффект от реализации механизмов льготных площадок не достигнут. Несмотря на государственную поддержку, лишь единицы экономических зон показали опережающие результаты, подчеркивается в отчете. Тогда как в том же Дальневосточном федеральном округе (ДФО) при положительных показателях и действующих на территории инструментах развития проблемы оттока и занятости населения продолжают нарастать.

Отложенный прорыв

Преференциальные режимы так и не стали действенным инструментом поддержки национальной экономики, говорится в отчете Счетной палаты по итогам анализа деятельности ОЭЗ, ТОР на Дальнем Востоке и в моногородах, свободного порта во Владивостоке, инновационного центра «Сколково», индустриальных и промышленных парков. На сегодня реального экономического эффекта от реализации льготных механизмов нет, констатируют аудиторы.

экономика2

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Лишь единицы из 27 функционировавших на момент проведения проверки ОЭЗ показали опережающие результаты, несмотря на государственную поддержку в размере 157 млрд рублей с 2014 года, отмечается в отчете СП. Общий объем инвестиций, привлеченных резидентами зон, составил 371,4 млрд рублей, а количество созданных рабочих мест — 37,6 тыс. Из них более половины были образованы в четырех экономических зонах: «Алабуга», «Технополис», «Липецк» и «Дубна». Вместе с зоной «Санкт-Петербург» на долю пяти ОЭЗ придется выручка в размере 83% от общего объема, посчитали в контрольном органе. Также анализ таможенных процедур резидентов показал, что они продолжают ориентироваться на выпуск товаров для внутреннего потребления, что противоречит целям создания экономических зон, а именно содействию прироста экспорта.

Выгодный вклад: частные инвестиции в ТОР превысили бюджетные в 34 раза

Однако пандемия коронавируса отложит развитие ДФО на второй план, уверены эксперты

К эффективности ТОР в моногородах и на Дальнем Востоке у аудиторов Счетной палаты также есть вопросы. По их мнению, инструменты развития регионов работают, не решая основных проблем. Так, в моногородах отмечается сокращение количества юрлиц и ИП, где зарегистрированы территории развития. А объем выпадающих доходов от предоставления налоговых льгот вырос с 71 млн рублей в 2016 году до 812,6 млн в 2018-м.

Результаты дальневосточных зон развития СП оценивает положительно, отмечая окупаемость вложенных госинвестиций. При этом комплексное решение экономических проблем и повышение благосостояния жителей субъекта остается за бортом. Таким образом, создание ТОР не дало значимых эффектов в части социально-экономического развития региона, подчеркивают аудиторы. Проблемы с оттоком населения и на рынке труда не решаются, напротив, растут из года в год, говорится в отчете. Только с 2017 года по сентябрь прошлого миграционная убыль из ДФО составила 70 тыс. человек. Ранее «Известия» писали о том, что на один рубль государственных вложений в ТОРы в ДФО привлечено 34 в виде частных инвестиций — 711 млрд рублей против 21 млрд рублей.

экономика2

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Кассин

Зона умножения: Курганская область отправляет новую заявку на ОЭЗ

Появление особой экономической зоны позволит снизить безработицу в регионе на 10%

Создание порта во Владивостоке привело к увеличению выпадающих доходов региональных бюджетов ДФО вдвое (с 445,3 млн рублей в 2017-м до 857,9 млн рублей в 2018 году). Оценивая меры господдержки в сфере промышленности, предоставляемой Минпромторгом, СП отмечает недостижение плановых показателей по двум программам в части развития инфраструктуры и технопарков. Общий объем предоставленных ведомством субсидий участникам десяти промышленных кластеров составил 1,5 млрд рублей, говорится в отчете.

Нарекания аудиторов также вызвал инновационный центр «Сколково». В СП считают, что есть риск недостижения целей по повышению инновационной активности бизнеса.

В пресс-службе фонда «Сколково» рассказали, что число участников проекта из всех регионов страны превысило 2,3 тыс., в компаниях работает более 30 тыс. человек. В развитие физической инфраструктуры инновационного центра вложено более 100 млрд рублей, в технологические компании — еще около 50 млрд. Тогда как ежегодный объем инвестиций в физическую инфраструктуру «Сколково» и стартапы в последние годы составляет более 30 млрд рублей.

Могучий ТОР: территории развития оказались эффективнее ОЭЗ

За 14-летнюю историю Особые экономические зоны привлекли меньше инвестиций, чем площадки в моногородах и на Дальнем Востоке

Точечный инструмент

В Минэкономразвития, Минпромторге и Минвостокразвития на просьбу «Известий» рассказать о планах повышения эффективности преференциальных зон оперативно не ответили. В «Курортах Северного Кавказа» — управляющей зонами туркластера компании — отметили, что при объеме заявленных резидентами инвестиций в 25,5 млрд рублей фактически привлечено 2,3 млрд. Тогда как со стороны государства до 2032 года будет вложено 28 млрд рублей. Причиной низкой инвестиционной активности резидентов там назвали финансовые трудности, с которыми сталкиваются предприниматели, в том числе недоступность банковских услуг.

В Корпорации развития Дальнего Востока отметили, что резиденты территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток запустили более 300 инвестиционных проектов, и каждый седьмой из них уже осуществляет операционную деятельность. Инвесторы вложили свыше 840 млрд рублей частных инвестиций при заявленных 3,8 трлн. На предприятиях, введенных в эксплуатацию, трудятся около 40 тыс. дальневосточников.

экономика2

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Услуга за услугой: для бизнеса ДФО создают новые меры поддержки

Инвесторы территорий опережающего развития смогут воспользоваться льготными кредитами и страховыми продуктами

Все зоны с льготами и преференциями для бизнеса создаются для решения определенных проблем в том или ином регионе. Например, под специфику Калининграда — один, под ДФО — другой, отмечает эксперт РАНХиГС Андрей Точин. По его словам, их неэффективность объясняется тем, что такие инструменты стимулирования работают на фоне общей поддержки предпринимателей и промышленности в стране. Если ситуация в экономике негативная, то сложно ожидать от них результатов, даже при налоговых и административных послаблениях, считает он.

Преференциальные режимы показывают слабые результаты, согласился директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. При этом нельзя сказать, что экономические инструменты не работают. В первую очередь они и направлены на развитие региональной экономики, добавил он. Но вопрос вызывают их показатели, которые сейчас оставляют желать лучшего. Во всех западных странах такой рычаг дает неплохие плоды. То, что в России не получается вывести их на эффективность, скорее связано с отсутствием четкой политики развития таких механизмов, а также с размытостью ответственности за показатели особых зон как на региональном, так и на федеральном уровнях, полагает эксперт.

Ключевое условие для любого развития — стабильность условий, продолжает Андрей Точин. Сейчас, если по налоговым ставкам есть хоть какая-то определенность, то административные требования меняются каждый месяц, в том числе и в преференциальных режимах, добавил он. По словам профессора МГУ Натальи Зубаревич, только единичные льготные режимы, например ОЭЗ «Алабуга», помогают региональной экономике. Тогда как другие площадки сталкиваются с нехваткой ресурсов, возможностей или иными проблемами. Не в пользу преференциальных зон действуют и ограничения по виду разрешенной деятельности. Такой отбор существенно снижает заинтересованность инвесторов, добавила она.

Источник: iz.ru

Добавить комментарий